9, Октябрь 2019

Цифровой вызов

Захватив мегаполисы дешевизной и удобством поездок, агрегаторы такси устремились в малые города. На самом рынке агрегаторов — тренд на укрупнение. При монополизации тарифы могут вырасти, а качество сервиса — упасть.

Мировой рынок агрегаторов такси сохраняет высокую динамику роста. Если в2017 году онсоставлял $36 млрд, ток 2030-му вырастет до$285 млрд, пооценке Goldman Sachs. Онлайн-сервисы заказа такси запоследние три—шесть лет существенно изменили нетолько систему заказа этого вида транспорта вбольшинстве крупных городов, нои серьезно трансформировали рынок такси вцелом, отмечается вотчете McKinsey & Company «Технологии умных городов: что влияет навыбор горожан?».

Такси вРоссии дешевле, чем вряде других стран, например вГермании, Великобритании иСША (в последнем случае— на75%), отмечают аналитики британского финансового конгломерата HSBC. Сучетом более низкого среднего уровня доходов граждан использование такси зачастую оказывается выгоднее покупки личного автомобиля идаже внекоторых случаях заменяет общественный транспорт.

Запериод 2014–2018 годов средняя стоимость поездки вРоссии снизилась на16,9%, восновном засчет увеличения доли коротких маршрутов, исоставила 260руб., подтверждает исследование рынка такси BusinesStat (2019).

Как отмечают эксперты Аналитического центра при правительстве РФ(АЦ), наибольшее количество официальных такси вРоссии сосредоточено вЦФО иСЗФО, алидеры поколичеству разрешений— Москва иСанкт-Петербург. Количество занятых вотрасли выросло в2015–2017 годах на25%, превысив 580тыс. человек. Параллельно количество таксистов-нелегалов регулярно сокращается— на13% вгод, засчет «обеления» рынка ввиду изменения привычек потребителей, повышения ихлояльности кофициальным сервисам, атакже засчет введения специальных тарифов иснижения стоимости услуг. Вклад отрасли вВВП сегодня составляет около 1% (данные АЦ).

Мобильный скачок

Поуровню проникновения мобильных приложений такси Россия, согласно опубликованным вэтом году данным HSBC, находится натретьем месте вмире— они установлены насмартфонах у45% населения. Для сравнения: вКитае— у51%, вМексике— у46%. Канал связи спассажиром приобретает все меньшее значение— заказы могут поступать как через мобильное приложение, так ичерез сайт, ипо телефону, нов итоге все они попадают наодну итуже цифровую платформу ираспределяются между водителями наоснове ееалгоритмов. Витоге большинство традиционных диспетчерских служб сегодня также подключаются кплатформам цифровых агрегаторов, или внедряют собственные ИТ-платформы, или просто закрываются, отмечается вотчете «Анализ рынка агрегаторов такси вРоссии» 2019 года Discovery Research Group.

Агрегаторы благодаря возможности оптимизировать процессы становятся более привлекательными поценам. После введения ими в2017 году фиксированной стоимости поездок отмечалось заметное увеличение количества вызовов такси.

«Модель агрегаторов интересна как для бизнесменов, так идля потребителей, аавтоматизация ииспользование искусственного интеллекта позволят увеличить скорость исполнения заказов, сделать сервис доступным для более широкого круга потребителей»,— считает старший менеджер департамента консалтинга компании «Делойт, СНГ» Андрей Семенов.

Отечественный сегмент агрегаторов такси растет двузначными темпами. Его объем вденежном выражении в2018 году составил290,5 млрдруб., говорится висследовании Discovery Research Group (для сравнения: годом ранее—146,8 млрдруб.). Запервые шесть месяцев 2019 года объем показателя уже достиг174,15 млрдруб.

Поуровню развития цифровых услуг, как ипо объему мобильного трафика Москва опережает другие регионы. Наибольшая конкуренция между агрегаторами также сосредоточена встолице. Количество заказов такси, совершаемых через мобильные приложения вМоскве, выросло до85%, отмечалось вотчете McKinsey в2018 году. Акачеством работы сервисов онлайн-такси довольны 95% москвичей— это лучший показатель среди крупных городов мира.

Впрочем, стремительное развитие мобильного интернета врегионах способствовало экспансии агрегаторов такси даже внебольшие города, отмечают вАЦ. При относительной неизменности объема поездок натакси вмалых исредних городах доля поездок сиспользованием цифровых агрегаторов там растет, говорится висследовании Discovery Research Group.

Укрупняющийся рынок

Ключевые игроки рынка цифровых агрегаторов вРоссии поитогам первых шести месяцев 2019 года— «Яндекс.Такси» иUber сдолей46,7%, «Везет»—24,1%, Gett—9,7%, «Максим»—5,6%, «Ситимобил»—1,6%. Кроме того, врегионах работают локальные игроки, которые осуществляют перевозки натерритории втом числе нескольких субъектовРФ,— например, Bolt (Taxify), Wheely, TapTaxi ипр. Однако впоследнее время нарынке российских служб заказа такси обозначился тренд консолидации, отмечают экспертыАЦ.

Вчастности, в2017 году состоялось слияние такси-сервисов RuTaxi Rutaxi (бренды «Везет» и«Лидер») иFasten, которое позволило привлечь вкапитал объединенной компании инвестиции UFG Private Equity, Almaz Capital иMail.Ru Group ирасширить географию присутствия компании— сервис работает в123 городах России, атакже вКазахстане иЧехии.

Втомже году объединились «Яндекс.Такси» иUber. Сильный национальный игрок непозволил американскому конкуренту захватить рынок, отмечают вDiscovery Research Group. Вместо этого компании консолидировали свои сильные стороны— технологии изнания «Яндекса» вобласти картографии инавигации иопыт Uber вонлайн-сервисах позаказу такси, говорится вотчетеАЦ: «Процессы консолидации нарынке показывают, что рынок вошел встадию зрелости».

Консолидация, помнению Андрея Семенова, естественный для цифровых платформ процесс: «В дальнейшем, возможно, будут объединяться или интегрироваться агрегаторы изразных сфер, создавать совместные коллаборации сретейлом, FMCG, автоконцернами, HoReCa-предприятиями». Развитие рынка такси онсвязывает срасширением спектра сервисов— втом числе засчет доставки продуктов питания изресторанов или кафе, предоставления специальных автомобилей (например, всегменте премиум или для перевозки детей), атакже сервиса грузоперевозок.

Вцелом, помнению главного аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций Карена Казаряна, доминирование нарынке одного игрока опасно, так как дает платформе свободу регулирования тарифов, что приводит ких повышению. Например, вТаиланде малайзийский агрегатор Grab выкупил уUber весь бизнес (включая доставку еды) встранах Юго-Восточной Азии. Врезультате вБангкоке, где власти ограничили лицензии такси, цены пошли вверх, авремя подачи такси сильно увеличилось, приводит пример Карен Казарян. Оннадеется, что вРоссии регулятор недопустит монополизации: «Рынок такси достаточно жестко регулируется».

Сучетом анонсированной летом этого года покупки «Яндекс.Такси» платформы икол-центров группы компаний «Везет» совокупная доля этих компаний вомногих регионах превысит 50%, полагают вDiscovery Research Group. Напомним, что сервис заказа такси Gett обратил внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС) наготовящуюся сделку, заявив овозможных барьерах для входа нарынок новых участников иразвития существующих, которые может создать объединение компаний. ФАС запустила дополнительную проверку сделки.

Помнению директора Института права иразвития ВШЭ— «Сколково», соруководителя рабочей группы ФАС России поразработке пятого антимонопольного пакета Алексея Иванова, объявленная сделка— классический случай попытки быстрой монополизации: «Необходимо менять подходы крегулированию цифровизирующихся рынков».

Напомним, что сподачи ФАС вправительстве обсуждают так называемый пятый антимонопольный пакет поправок, предусматривающий введение взакон оконкуренции понятия «сетевые эффекты»— возможности интернет-компаний влиять нацену товара при наличии унее большой базы данных, которые станут критическими для признания компании доминирующей при еедоле нарынке 35% иболее. Пословам Алексея Иванова, сетевые эффекты способны увеличивать рыночную власть платформ непропорционально занимаемой компанией доле нарынке.

Конкуренция заставляет агрегаторов учитывать потребности пассажиров иводителей, говорит председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.

Например, при выходе нановый рынок агрегаторы сегодня снижают стоимость поездок досебестоимости идоплачивают разницу водителям. При монополизации необходимость вэтом отпадет.

Помнению руководителя Центра компетенций Общественного института развития такси МЕФТ Станислава Швагеруса, реакция государства наобъединение «Яндекс.Такси» иГК «Везет» станет ключевым вопросом дальнейшего развития агрегаторов вРоссии: «От этого будет зависеть состояние конкуренции нарынке вцеломи, как следствие, безопасность икачество услуг такси для пассажиров».

Рассматривают вправительстве ивозможности технологического контроля данных отранспортных средствах иводителях, которые выполняют заказы агрегаторов, отмечает Станислав Швагерус: «Невозможность получить заказ отагрегатора, если такси неимеет разрешения, может минимизировать нелегальный извоз».

Автор:
Мария Попова.

Источник